Индивидуальный дифференцированный подход в организации образовательного процесса в школе боевого искуства Вовинам Вьет Во Дао» - творческий отчёт.

Индивидуальный и дифференцированный подход в организации образовательного процесса в школе боевого искуства «Вовинам Вьет Во Дао»

 

             1. Дифференциация в условиях общегрупповых  форм обучения.

   В педагогической теории и практике наработан боль­шой арсенал методов и средств  дифференциации в условиях  общегрупповых   форм обучения. Они отличаются по своей  сложности, продуктивности:

 -   разноуровневое изложение материала;

 -   вначале упрощенное изложение, затем усложнен­ное;

 -   целостное изложение основного, затем детализа­ция и конкретизация по частям;

 -   варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия  обучающегося (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направлен­ности на реализацию  общих дидактических целей;

 -   многократное повторение изложенного в течение занятия;

 -   использование демонстрации упражнений в разных видах, в раз­личных сочетаниях со словом  (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

 -   дифференцированные задания с учетом  уровня подготовки и развития, обучающихся, целевой  направленности обучения;

 -   дифференцированная самостоятельная работа (по уровню сложности, продуктивности, с  комментированным управлением способом выполнения заданий; в паре, группе; полностью  самостоятельная работа без чьей-либо помощи выбором способа выполнения);

 -   групповые формы работы с целью взаимообучения,  взаимоконтроля, работа в парах;

 -   дозированная помощь на основе изучения причин отставания в обучении;

 -   дифференцированный контроль (уровневые зада­ния, задания с выбором, индивидуализация  критериев оценки);

 -   самоконтроль;

 -   программированный контроль;

 -   дифференциация темпов обучения.

 

            2. Развитие личности на основе индивидуализации и дифференциации обучения

              Цель дополнительного образования – содействие и помощь человеку в овладении  способами культурного самоопределения, самореализации, содействие в понимании человеком  самого себя. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура  направлена на развитие ценностной личности, её способности и готовности полноценно  реализовывать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной  деятельности т.е. реализует основную цель дополнительного образования.

           Формирование здорового образа жизни детей и подростков успешно при совместной  оздоровительной деятельности  обучающегося, его родителей и педагогов. Эта деятельность  направлена, с одной стороны на оздоровление ребёнка, а с другой на изменение целостного  отношения к собственному здоровью и его сохранение.                                                            

  Адаптационные возможности растущего организма формируются в процессе физического  воспитания, поэтому здоровье детей и подростков следует рассматривать во взаимосвязи с их  физическим воспитанием в образовательном учреждении.

         Личностно-ориентированный подход, отражающий принципы педагогики, признан мировым  педагогическим сообществом, приоритетным для всех форм современной образовательной  системы. Это значит, что в центре обучения находится познавательная деятельность обучающихся,  учитывающая его индивидуальные возможности, способности. Сюда можно отнести  разноуровневое обучение. (Дифференциация и индивидуализация обучения.)

        Дифференциация – означает разделение, расслоение целого на части. В данном случае это  учет индивидуальных особенностей детей в такой форме когда дети группируются на основании  каких-либо особенностей для обучения.         

        Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ  учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала: обучающимся разных уровней  предлагается усвоить соответствующую по возможностям программу. При контроле знаний  дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию  учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловлен  индивидуальными особенностями детей.

       На занятиях по Вовинам Вьет Во Дао постоянно используется разноуровневое обучение т.к. в  одной  группе могут заниматься разные по возрасту и уровню подготовки поясной системы  обучающиеся. Процесс обучения мы строим так: делим детей по подгруппам по разным уровням  подготовки, и каждая подгруппа в одно и тоже время, делает совершенно разное задание.  Либо  делим по парам, но задание даётся одно и каждая пара выполняет его по определённому уровню с  разной силой, скоростью и точностью выполнения. В рядах работа строится фронтальным методом:  простые упражнения выполняют все обучающиеся, а на более сложные ученики начальных уровней  уходят и садятся и смотрят на старших, запоминая визуально, чтобы в дальнейшем данное  упражнение было легче изучать.

       Во время занятий постоянно идёт индивидуальная работа, т.е. походишь к обучающимся,  объясняешь и исправляешь его индивидуальные ошибки, потому что дети разные: кто-то быстро  запоминает и понимает, а кому-то приходится объяснять и показывать несколько  раз.                                                      

      Образовательный и воспитательный процесс неотделимы, потому что для нас, для  руководителей творческих объединений физкультурно-спортивной направленности наиболее  привлекательны положения личностно-ориентированного подхода в воспитании – а это признание  уникальности, неповторимости ребёнка. Нам хотелось предложить вам эти основные положения,  которые мы структуировали в памятку. 

 

      Рекомендации

 по осуществлению личностно – ориентированного воспитания.

      Полюбить своих учеников – значит, не гладить их по голове, а постоянно настраивать себя на  доброжелательно – доверительное взаимодействие с ними.

  1. Стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его цели, мотивы, поступки.
  2. Помните, что каждый ваш воспитанник – это уникальная личность.
  3. Помните, что каждый ребёнок хоть в чём – то да талантлив.
  4. Если воспитанник совершил самый отвратительный поступок, дайте ему шанс исправиться, не будьте к нему злопамятны.
  5. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ребёнке свои «точки роста».
  6. Помните, что взаимная любовь с учениками идёт от взаимопонимания, от сотрудничества – к сотрудничеству.
  7. Ищите и дайте каждому ребёнку самоутвердиться, самореализоваться.
  8. Прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ребёнка.
  9. Не бойтесь искренне восхищаться и гордиться своими воспитанниками.

      Человек проявляется и развивается в деятельности. Структура деятельности – потребности,  мотивы, действия, условия, операции, результаты.

     Имея изначально, по сравнению со школой, больше возможностей для дифференцированного  подхода к детям, учреждения дополнительного образования находятся в более благоприятных  условиях в плане освоения ими педагогики сотрудничества, а следовательно в отношении  понимания индивидуальных особенностей ребёнка. Для многих «нестандартных» детей именно  наши образовательные учреждения становятся тем единственным местом, где они могут  рассчитывать на понимание и уважение и как следствие, на повышение собственной самооценки. 

             3. Педагогические  условия  успешной  дифференциации

 1.  Рекомендуется  чаще  переключать  обучающихся с дифференцированной   на   коллективную,    совместную работу. Всё занятие  не может быть дифференцированным.

 2.  Педагог должен, по возможности, на  занятии   создавать ситуацию самостоятельного выбора  для обучающихся разных уровней.

 3.  Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для  повышения его эффективности на отдельных этапах.

 4.  Дифференциация не должна быть явной.

 5.  Педагог должен  быть  сдержанным  в  похвале сильных обучающихся и периодически  поощрять слабых, указывая и исправляя его ошибки.

            Форма занятий в школе Вовинам Вьет Во Дао – тренировка.

 Спортивная тренировка – это управляемый педагогический процесс овладения спортивным  мастерством и его совершенствования. Спортивную тренировку следует рассматривать как единый  круглогодичный, многолетний процесс обучения, воспитания и повышения функциональных  возможностей организма.

            Ритуал в школе Вовинам Вьет Во Дао

 При приветствии: правая ладонь находится возле  сердца, это символизирует железную руку (сила)  на благородном сердце (любовь к людям). Сила должна, сочетаясь с гуманностью, всегда  защищать слабых, боевая техника должна быть неотделима от боевой этики.    

 Перед старшим  ученик должен при общении  исполнить ритуал. В начале и в конце занятий  он  должен поклониться  Школе.                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы занятия(тренировки).

  1. РАЗМИНКА.

Подготовительные упражнения  для разогрева сухожилий, мышц, суставов.

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Развитие физических качеств: гибкости, ловкости, выносливости.

- Освоение техник школы ВВД по программе.

- Работа на координацию, подвижность и чувство соблюдения дистанции, тактика.

 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Восстановление организма, через расслабление, через дыхание. Подведение итогов занятия, вопросы.

 Требования к обучающимся на занятии.

  Ученик должен приходить на тренировку регулярно и в назначенное время. Опоздавший должен сообщить причину опоздания.

  Ученики должны быть дисциплинированными, внимательно слушать и задавать вопросы тренеру.

  Старательно выполнять объём задания во время тренировок.

  В процессе тренировки стараться исправлять свои ошибки.

 

Дифференциация как компонент учебного занятия.

Дифференцированные группы (по 2-5 человек) могут формироваться по следующим признакам:

 - по уровню развития мышления, запоминания материала, творческого потенциала;

-   по наличию базовой подготовки;

-   по техническому уровню;

-   от склонности к определенному виду деятельности, по выбору вида деятельности;

-   по сложности упражнений.

Группы по своему характеру подвижны, обучающиеся на предметах могут работать в разных группах.

    Для педагогов учреждения и  города физкультурно-спортивной направленности проводятся открытые занятия по темам: «Знакомство с ритуалом и разминкой школы Вовинам Вьет Во Дао», «Работа над техниками по уровням поясной системы школы Вовинам Вьет Во Дао», где раскрывается дифференцированный подход и опыт работы в разновозрастных группах, и мастер - классы «Отработка техник атак в школе Вовинам Вьет Во Дао» см. раздел: «Конспекты занятий».

 

Методы обучения на занятиях.

ТРЕНИРОВКА НА МЕСТЕ.

 Фронтальный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перемещения по прямой линии вперёд и назад, с выполнением техники действий руками и ногами, перемещения в разных направлениях.

 Дифференциация на занятии предполагает 5-7 минут и может проводиться в следующих вариантах:

1 вариант (в комплексе с фронтальной):

- педагог излагает материал всем;        

-  затем обучающиеся 1-2 подгруппы работают над другим заданием,  а с 3-ей подгруппой материал разбирается вторично, уточняются отдельные моменты, выделяются основ­ные положения:

а) обучающиеся со средними и низкими возможностями, отвечая на вопросыпедагога, и в движении исправляют свои ошибки

б)   с высокими, отличающиеся познавательной само­стоятельностью, расширяют и углубляют знания.

 

Индивидуальный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант.

На  занятиях целесообразно обучающимся,  в зависимости от уровня подготовки давать отдельные задания, а с остальными работать над единым заданием (при изучении трудного материала).

 

ПАРНАЯ ТРЕНИРОВКА

Работа в парах

 

На начальном периоде обучения

основывается на, поочерёдном

выполнении движений двумя

партнёрами

 3       вариант.

Можно объяснить и показать всей группе, а затем работу построить дифференцированно: всем обучающимся в зависимости от уровня подготовки дать задание для совместной работы, а тем кто не понял материал объяснить и показать  вторично.

Линейный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение определённого упражнения по очереди друг за другом, перемещения вперёд и назад.

 

Групповой  метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 вариант.

Постепенное усложнение типов заданий.

В одно и тоже  время идёт выполнение совершенно разных по сложности заданий, работа по группам (по уровням поясной  системы),  используются элементы разноуровневой  технологии. Т.е. на одном занятии даются простые, сложные и упражнения более высокого уровня, а обучающиеся выполняют только те, которые им положено знать, в соответствии с их уровнем подготовки. 

5 вариант (при закреплении).

1, 2 подгруппа - работает над единым заданием, а с 3- ей груп­пой материал разбирается еще раз.

6 вариант.    

Дифференцированные домашние задания выдаются в начале изучения темы и рассчитаны на весь период ее изучения. Для закрепления и лучшего усвоения материала.

 

 На занятии  используются элементы медитации, на восстановление дыхания.

Кхи Конг – это метод тренировки с целью регулирования, развития, накапливания и использования врождённой и приобретённой жизненной  энергии, которая циркулирует по всему телу человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для обучающихся используются определённые  методы медитации.

Для новичков даётся и показывается двухтактное дыхание, которое изначально вырабатывается на разминке,  а  четырёхтактное дыхание, даётся   после определённого уровня подготовки.

Нетрадиционной ФОРМОЙ занятий  являются:

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ   ВЫСТУПЛЕНИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОРЕВНОВАНИЯ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где обучающиеся  демонстрируют своё мастерство.

Подготовка учеников происходит поэтапно, по уровням поясной системы.

На каждом этапе обучающиеся достигают определённого результата. Прозанимавшись  по определённому этапу ученики сдают ЭКЗАМЕН.

 1. Начальный уровень – голубой пояс.

     Пояс присваивается вместе с правом ношения формы.

 2. Элементарный уровень – синий пояс.

     Существует три уровня (3 степени).

 3.Чёрный пояс – инструктор.

 4.Жёлтый пояс – тренер.

 

 Требования к сдаче экзамена

 

  1. Правильное понимание техник.
  2. Правильность применения техник школы ВВД в данной ситуации.
  3. Теоретические  и  практические знания школы ВВД.
  4. Характер выполнения техник школы ВВД.
  5. Точность, скорость и сила выполнения упражнения.
  6. Уверенность в своих силах.
  7. Внешний вид ученика.                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
После сдачи экзаменов подсчитывается сумма прохождения баллов и присваивается пояс, на который выдаётся документ, подтверждающий  уровень.